Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки (Альберт Эйнштейн)
Сказки… Они прочно «вплетаются» в нашу жизнь с самого раннего возраста. Нет ни одного человека, который с детства не слышал хотя бы несколько сказок. Нужно ли уделять достаточно времени чтению ребенку сказок? Попробуем поразмышлять….
Дошкольное детство – первые семь лет в жизни ребенка, очень небольшой отрезок. Но развитие в этот, хоть и короткий, период происходит очень стремительно. Ребенок проходит путь от новорожденного, совсем беспомощного, до относительно самостоятельной личности. Именно в этот период закладывается фундамент для дальнейшего развития.
На этом возрастном этапе за счет усвоения норм морали и возможности соотнесения с ними своих поступков происходит развитие эмоциональной сферы. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат в первую очередь поступки и взаимоотношения значимых для ребенка взрослых, то есть родителей.
Но так же примером подражания для ребенка может стать любимый сказочный персонаж. Сказка занимает особое место в жизни маленького человека. Окунаясь в мир сказки, ребенок принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали. Таким образом, сказка служит для ребенка не просто вымыслом или фантазией, а особой реальностью, которая помогает обогатить его внутренний эмоциональный мир. Любая сказка - это рассказ об отношениях, который всегда включает положительных и отрицательных героев. Это очень важно для становления и осмысления таких понятий как «добро» и «зло». Однако, без помощи взрослого часто бывает, что нравственный смысл сказочных образов недоступен для ребенка. Поэтому очень важно, прочитав сказку, обязательно обсудить ее с ребенком.
О чем можно спросить ребенка:
- О чем ты думал, когда слушал сказку?
- Может быть, что-то похожее было в твоей жизни?
- Кто из героев и почему тебе больше понравился?
- А как бы ты поступил, оказавшись в такой же ситуации?
- Как и почему именно так поступил какой-либо герой сказки?
Так же после прочтения сказки можно использовать прием «нравственной лесенки», где ребенку предлагается расставить персонажей так, чтобы на верхних ступенях находились более понравившиеся, а на нижних – менее понравившиеся герои.
А какие вопросы вы задаете своему ребенку после прочтения сказки?
Материал подготовила
Педагог-психолог МКУ «Центр
ППМС помощи»
И. В. Ковалюк
|