В современном мире сложилась тенденция роста количества людей страдающих от интернет-зависимости. Формирование патологической связи человека с компьютером очевидно и приобретает все больший масштаб. Влиянию компьютерных технологий в большей мере подвергаются подростки. Зависимость развивается не сразу. Начинается от неосознанного «нечего делать», или отчетливого стремления отвлечься от проблем, испытать новые ощущения. Под игровой компьютерной зависимостью имеется в виду болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно (А. Г. Шмелев и др.).
Характерные симптомы компьютерной зависимости:
- равнодушие к своему здоровью, снижение значимости успехов в школьной деятельности, постоянное желание уединения;
- избыточное время, проводимое за компьютером;
- нарушение режима приема пищи;
- нарушения сна;
- проявление агрессии при попытках оторвать ребенка от компьютера, раздражительность, перепады настроения;
- предпочтение on-line общения непосредственному;
- преобладание времени пребывания в internet над временем, отводимым остальным видам деятельности;
- отрицание подростком компьютерной зависимости.
В результате злоупотребления временем нахождения за компьютером у подростка деформируется психика, а так же ухудшается его физическое состояние.
Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков
1. Будьте внимательны к детям: предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, чем борьба с ней.
2. Поощряйте и содействуйте всем творческим начинаниям подростка.
3. На собственном примере демонстрируйте ребенку пользу от занятий спортом. Отдавайте предпочтение прогулкам.
4. Культивирование чувства семейной общности (введение семейных традиций).
5. Демонстрируйте и доказывайте ребенку все преимущества «живого» общения. Проводите досуг вместе, организовывайте мини-походы с ребенком и его друзьями.
Нельзя уходить в мир иллюзий и мнимой благодати. Мы должны стараться быть внимательнее друг к другу, терпимее в общении, человечнее в обстоятельствах.
Педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи»
Ковалюк И. В. |