муниципальное казенное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Винни-Пух шагает к другу смайлики картинки гиф анимации скачать
Меню сайта
Категории раздела
Овчинникова Елена [10]
Директор МКУ "Центр ППМС помощи"
Филимонова Светлана [21]
педагог - психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Статьи [27]
Гречина Аександра [8]
Педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Худякова Екатерина [8]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Минакова Александра [2]
Ковалюк Ирина [16]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Белова К.Ф. [3]
Наш опрос
Как вы оцениваете работу специалистов центра ППМС помощи?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Проблема подростковой наркомании, или почему это происходит?

Зачастую проблему наркомании, как и любой зависимости, разные науки рассматривают однобоко: психиатры и наркологи (что, по сути, одно и тоже) – как хроническое психическое заболевание, неврологи – как сбои в выработке гормона удовольствия (счастья) дофамина, часть психологов же – как недостаток воспитания, «скверный» характер, или, на худой конец, - как слабость волевых качеств. Первые два пункта оставим на суд медиков, с последним же давайте разбираться.

Проводя профилактические занятия с подростками, всегда спрашиваю их: «Зачем человек начинает употреблять любое психоактивное вещество?». Как правило, звучат такие ответы: «за компанию», «чтобы не быть белой вороной», «это модно», «это круто», «из интереса» и т.д. Но, заметьте, подростки, как будто оправдываясь, называют причину «Почему?!», а не цель «Зачем?». Лишь однажды я услышала ответ «Назло родителям»… «Чем же так могут не угодить родители отпрыску?» - спросите вы. Но, думаю, другого ответа, кроме подросткового «достали», добиться будет сложно. А между тем, в этом «достали» есть рациональное зерно. Углубимся?

О стилях воспитания написано бесчисленное множество психологических книг и статей. С небольшой лишь разницей в точке зрения типологии, авторы в унисон вторят пословице: «Что посеешь – то и пожнешь». Иначе говоря, патологические стили воспитания, как правило, приводят к различным нарушениям в поведении подростков, и, зачастую, увы, к необратимым. Назрел вопрос «Какие»?!

Авторитарный, при котором преобладает тотальный контроль родителей за своим чадом. Во всех сферах жизни ребенка у руля стоят родители: что и в какое время кушать, в какие игрушки играть, с кем дружить, какие экзамены сдавать, в какой ВУЗ поступать и на ком жениться, какого пола ребенка заводить и др. А еще бывают родители «пострашнее», которые не просто диктуют, как жить, но и манипулируют ребенком и его чувствами с помощью своей «безграничной» любви: «Если ты не наберешь высший бал по ЕГЭ, мне будет стыдно» или так: «Родите мне внука, пока я еще жива, чувствую, мое время скоро придет». При таком раскладе, я думаю, и вы бы рано или поздно сказали: «Достали!»

Попустительский стиль воспитания, при котором ребенок все время не у дел: «Васенька, посмотри мультики, пока мамочка варит папе ужин», «Если тебя обижают – разбирайся сам» или «Я устала каждый день с тобой делать уроки, иди к папе, пусть он поможет. И меня не волнует его ответ тебе, что он сильно устал!»…А вас бы не «достало» в этой (все время проигрышной!) игре быть футбольным мячиком?

Итак, именно такие контроль и отвержение со стороны родителей и формируют предпосылки к будущей зависимости. Добавим сюда неустойчивую самооценку: когда у подростка все получается, он чувствует себя величественным, а когда что-то пошло не так и авторитарный отец взялся за ремень -  появляется ощущение никчёмности. И не забудем о «скверном» подростковом характере: может вспылить, когда накипело, замалчивает о своем поведении в школе, опирается на оценку своих поступков извне (ведь дома хвалят редко!), зависит от мнения окружающих, тех, кто считается с ним (и хорошо, если это не дурная компания!). Еще один очень важный момент: когда родители не понимают чувств своего ребенка (а только контролируют! Решают и делают все за него!), то и сам ребенок может не научиться выражать эмоции, чувства от него будут скрыты. При этом он не понимает свой мир и эмоции других людей.  Такой ребенок бессознательно на своем жизненном пути выбирает в друзья людей, похожих на своих родителей, так как он привык, адаптировался к этому контролю и авторитарности. Но и здесь такого подростка преследует то самое «достало». Ведь ему приходиться и в этом окружении делать то, что ему не нравится, не приносит ему удовольствие. А значит, он вновь и вновь испытывает недостаток положительных эмоций (сбой в выработке дофамина). В такой длительно напряженной обстановке человек просто не может находиться. И в этот момент у его психики есть только два варианта защиты: невроз или зависимость от ПАВ. Первый из которых бессознательный. Ну а второй…Человек начинает сознательно искать волшебный способ получения удовольствия, забываясь в этом состоянии о том, что с ним никто не считается.

Таким образом, получается, что наркомания – это далеко не только вопрос одной науки. Это все-таки сложное переплетение патологических стилей воспитания, затем отсутствие возможности получать удовольствие от простых вещей и выражать свои эмоции, как следствие - слабость воли. И, конечно, какая-то психотравмирующая ситуация, как пусковой рычаг. Получается, что все эти составляющие,  следующие друг ЗА другом, и приводят человека к «волшебным» средствам, а затем и к хронической зависимости.

Екатерина Худякова

педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи»

Категория: Худякова Екатерина | Добавил: psixolkirov (17.02.2018)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz