«Если вы хотите создать среду,
которая препятствует хорошей
работе мозга, то создайте
ее похожей на класс»
Дж. Медина (молекулярный биолог-эволюционист,
изучающий гены, участвующие в развитии мозга)
Основой любого развития является, как известно, движение. Вспомните, как вы, будучи детьми, «пропадали» во дворе с утра и до позднего маминого клича «домо-о-ой, уже темно!». Готова поспорить: в своем дворе вы играли не одни, а с ребятами, и не в Minecraft, и уж точно не в шутеры на планшете (телефоне), а в «настоящие» стрелялки с «настоящими» игрушечными пистолетами, прячась от врага где-нибудь в построенном вами шалаше. Вы забывали про обед и ужин, играя в «Казаков-разбойников», ведь нужно было найти всех разбойников, а разбойникам спрятаться так, чтоб их вовек не нашли. «12 палочек» и аналогичная ей игра «Прятки» были универсальны для всех – как для мальчишек, так и для девчонок. «Классики», «Улитка», «Резиночки», «Выбивалы» - тоже игры, в которых без движения было не обойтись. А вспомните, как мальчишки (да и некоторые девчонки тоже!), лазали по деревьям и с легкостью могли крутиться на турниках, висеть вниз головой. Сколько тогда все это приносило вам радости и счастья – вспомните?! И сколько таких замечательных моментов не просто счастья, но и развития, вы лишаете своих детей сегодня, покупая им гаджеты, скачивая для них новую игру?!
Вопрос о вреде последних оставим сознательным родителям на самостоятельный поиск информации в интернете. А вот о всеми забытой пользе от подвижных игр нашего советского дворового детства коснемся подробнее.
Любая игра, предполагающая наличие, как минимум, двух игроков: хоть дворовая, хоть настольная – развивает в ребенке произвольность, то есть волевое усилие к выполнению каких то действий. Этому способствуют условия и правила, которые надлежит выполнять участникам в игре. Не соблюдая их, игрок рискует выбыть из игры, не одержав победы.
Все подвижные игры способствуют тому, что дети осваивают одну из важнейших систем ориентации в пространстве - схему собственного тела. Ведь ощущения дают нам актуальную информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. На основе этого у ребенка начинает формироваться представление о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу. Это, в свою очередь, помогает детям сначала ориентироваться в пространстве, а позже способствует успешному обучению в школе. Как это происходит? Например, ребенок, с достойно сформированными пространственными представлениями вполне легко может понимать и применять их при изучении математики (при понимании разрядного строения числа ребенок легко будет отличать цифры 15 и 51, не будет путать 6 и 9, легкими будут и сравнения, в которых используются понятия «больше-меньше»). Для успешного овладения устной и письменной речью также необходимы полноценно сформированные пространственные представления: ребенок легко может внешне отличить и правильно написать буквы «б» и «д», не запутается в количестве крючков при написании «и» и «ш». Безусловно, он сможет легко и правильно читать, писать буквы, не переставляя их. И без особого труда уловит смысл сложных логико-грамматических конструкций по типу: «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?». И, конечно, такие игры развивают связанную, красивую, грамматически правильную свободную речь.
Игры с мячом тоже важны для успешного обучения. Например, «Выбивалы» помогают сформировать крупную моторику, развивают ловкость и быстроту, а это является хорошим фундаментом для развития мелкой моторики, без которой просто невозможно письмо в принципе, и уж тем более каллиграфический подчерк!
Сейчас есть много модных развивающих занятий для детей, имеющих трудности в обучении. Это и метод замещающего онтогенеза, и мозжечковая стимуляция, и сенсорная интеграция и т.д. И родители готовы отдать последнюю копейку, лишь бы его чадо научился складывать «2+2», понимать и правильно решать задачки по математике, физике, химии, понимать и выстраивать предложения на английском языке уже в начальной школе, правильно и красиво писать, элементарно читать без ошибок. Более того, стремясь развить свое чадо с ранних лет, родители отдают предпочтение «школам раннего развития», где ребенку приходится много сидеть. Но, в погоне за всеми этими модными тенденциями, родители порой забывают о самых простых вещах, которые могут сделать сами, совместно с ребенком, чтобы помочь ему справиться с трудностями в учебной деятельности. Это те самые подвижные игры, настольные игры, которые развивают произвольность, давая ребенку возможность научиться вести себя так, как требует того ситуация урока: спокойно, не ерзая на стуле, не доставая соседа слева, справа и еще того, что сидит через три парты от него. Именно такие профилактические мероприятия еще на этапе дошкольного возраста помогают детям гармонично развиваться и решать задачи детства, необходимые для успешного обучения в школьные годы в будущем. Но это, уж поверьте, не развивающие мультики и компьютерные игры на дорогом, пока еще не нужном ребенку планшете!
Поэтому главное, что необходимо родителям детей поколения NEXT - разрешать ребенку ползать дома, лазать по деревьям, турникам и спортивным лестницам, не поощрять прогулы уроков физкультуры, участвовать вместе с ребенком в спортивных эстафетах. Да просто купите всем известную и не дорогую игру «Твистер» и играйте, ползая вместе с ребенком по этому разноцветному коврику, а не сидите тихо и мирно в кресле, выполняя роль ведущего. И самое главное – заберите у ребенка планшет, компьютер и телефон, в которые он играет.
Екатерина Худякова, педагог-психолог
МКУ «Центр ППМС помощи» |