муниципальное казенное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Винни-Пух шагает к другу смайлики картинки гиф анимации скачать
Меню сайта
Категории раздела
Овчинникова Елена [10]
Директор МКУ "Центр ППМС помощи"
Филимонова Светлана [21]
педагог - психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Статьи [27]
Гречина Аександра [8]
Педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Худякова Екатерина [8]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Минакова Александра [2]
Ковалюк Ирина [16]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Белова К.Ф. [3]
Наш опрос
Как вы оцениваете работу специалистов центра ППМС помощи?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Молчание - золото (как поговорить с обиженным ребенком)

Молчанье – золото (как поговорить с обиженным ребенком)

СЛОВО - серебро, МОЛЧАНИЕ -  золото.

Используется как одобрение молчания или совет молчать.

Вспомнить и привести пример, когда ребенок отказывался говорить с кем-либо из–за своих детских обид, может, наверное, каждый второй родитель. Но не каждый из них может сразу ответить на вопрос: зачем ребенок молчит? А Вы пробовали задать его себе? Давайте вместе подумаем и ответим на этот простой и в тоже время очень сложный вопрос. Для этого предлагаю погрузиться в мир детства, наших детских воспоминаний и чувств ребенка.

Каждый из нас может вспомнить себя в детстве – обиженного на родителя ребенка: надувшего губки, нахмурившего бровки. Голова опущена вниз, руки скрещены на груди, а в горле стоит ком. Вы не желаете ни с кем говорить, пока не пройдет обида. Знакомо? А теперь задайте себе в детстве вопрос: чего я хочу сейчас? Кто-то хочет, чтобы его пожалели, обратили на него внимание, чтобы дали запретную игрушку, а  кто-то - уединения.

Итак, первая причина: ребенок обиженно молчит, чтобы быстрее привлечь к себе внимание. Некоторые родители в такой ситуации готовы дать ему все, лишь бы снова увидеть улыбку на его лице. Однако, такая податливость родителя на манипуляции может привести к нехорошей привычке. Ведь дети быстро начинают понимать, что нужно делать, чтобы быть услышанными, получить то, что хочется, например, запретную игрушку. Здесь важно помнить, что, уже став взрослым, человек продолжает использовать это чувство обиды для достижения своих целей, манипулируя людьми. А обида при этом становится неотъемлемой частью его характера.

Чтобы понять вторую причину молчания обиженного ребенка, попробуем обратиться к истории мировой культуры. Здесь молчание несет в себе значительную смысловую нагрузку. Например, в VI веке до нашей эры среди условий поступления в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора было и такое — не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать испытание мог далеко не каждый. Сам Пифагор считал, что молчание — высшее состояние духа.

В мировой культуре молчание символизирует отрицание, тотальное «НЕТ». Возможно, на раннем этапе человеческого развития жестовый код играл такую же роль, как и словесный. Поэтому молчание в этом смысле можно считать жестом. Подтверждений тому немало, как в народном творчестве, так и в преданиях и ритуалах, пришедших к нам из древности.

Так, например,  в сказке Г.Х. Андерсена «Братья - лебеди» сестра накладывает на себя обет молчания, чтобы изготовленные ею волшебные вещи – рубахи - не потеряли магической силы. Но сквозь древние представления проступают древние формы ритуала: сестра проходит обряд инициации[1]. За работой она молчит. Проходя внутреннее осмысление,  сестра взрослеет, приобретая психологическую зрелость. И только по завершению ритуала, она может начать говорить.

Теперь мы видим, что история и культура отводили молчанию особую роль. Его важнейшая функция – это процесс осмысления, осознания и внутренняя работа личности со своей проблемой. Молчание также необходимо и для того, чтобы услышать свою совесть. Все это отражение личностного роста. А вот пример из детства. Давайте вспомним, в какой ситуации нас вынуждали родители молчать, при этом они строго наказывали: «Вот постой и подумай над своим поведением!». О да! - за провинность нас наказывали углом, где запрещалось все: играть, ковырять стену, разговаривать, - все, кроме одного - молчать. Понимаете почему? Теперь, когда мы сами родители и порой пользуемся этим методом наказания, мы понимаем, что в углу, ограниченный не только стенами, но и всем социальным, ребенок вынужден думать о том, что сделал, осознавать всю тяжесть своего поступка. Родители же, находясь неподалеку, приговаривают: «Пока не поймешь – не выйдешь!».

Итак, теперь, мы понимаем, для чего же обиженный ребенок молчит. Один - для привлечения внимания, другой – для того, чтобы подумать – все мы разные.

Но что с этим делать? Первое и самое простое, что Вы можете в этот момент сделать – это ласково обнять его, проявить внимание и поддержку ребенку, сохраняя при этом молчание. Ведь ничего не говорить - не значит ничего не делать. Своим молчанием Вы помогаете ребенку провести внутреннюю работу: осмысление сказанных слов, осознание важных для него вещей.

Следующее – это выражение чувств ребенка, его переживаний – это для него самое важное. И в этом ему нужна Ваша помощь. Чтобы Вам легче было понять своего ребенка и услышать его в этот момент, нужно постараться подняться на уровень своего чада. Да-да, именно подняться! Отпустить свою злость, обиду, гордость, убеждения, принципы и в этот момент суметь взглянуть на его проблему с высоты его чувств! То есть постараться понять причину его обиды, озвучить его чувства. Так, он будет видеть и понимать, что Вы не равнодушны к его чувствам и к ситуации в целом. Думаю, будет лишним напоминать Вам, что разговор будет эффективнее, если Вы сядете с ним рядом, взгляд  «глаза-в-глаза», а не будете стоять в стороне, занимаясь параллельно своими делами. Это поможет Вам создать эмоционально-благоприятную обстановку в беседе с обиженным ребенком. Впрочем, Вы и сами это знаете, помните и, наверняка, не раз применяли на практике.

Чтобы беседа прошла гладко, нужно помнить о некоторых важных моментах. Первое – постарайтесь не повышать на ребенка голос, относитесь к нему уважительно, какого бы возраста он не был. Ведь каждый ребенок – это личность, формирующаяся под влиянием множества факторов, в том числе и вашего восприятия своего ребенка. Создайте условия, в которых он будет чувствовать Ваш дружественный настрой на примирение. Это успокоит его, снимет сопротивление, снизит тревожность. Второе – говорите с ребенком, пользуясь Я-высказываниями. То есть говорите о своих чувствах и переживаниях, начиная предложение с местоимения «Я», а не «ТЫ», как мы привыкли говорить. Пример «ТЫ-высказывания»: «Ты совсем меня не слушаешь!». Вместо этого лучше использовать «Я-высказывания»: «Я чувствую обиду, когда меня не слушают». Третье - говорите с ребенком о плохом поступке, а не плохо о нем самом – так Вы сможете избежать обвинений в его адрес, сохранив ему самооценку. И последнее, что поможет Вам расположить к беседе ребенка – это  Ваше обращение к своему обиженному чаду по имени.

Екатерина Худякова, педагог-психолог

МКУ «Центр ППМС помощи»

 

[1] Обряд инициации – это обряд, знаменующий переход на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества.

Категория: Худякова Екатерина | Добавил: psixolkirov (29.03.2017)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz