Зачем и почему мы обращаемся к логопеду? Так ли он необходим нашему ребенку? Может, речь сама к школе исправится? Эти и подобные вопросы часто задают родители и сами себе, и окружающим, и специалистам. Иногда, родители обращаются к логопеду, когда это еще не нужно ребенку, т.е. слишком рано или наоборот, слишком поздно (к примеру, за месяц до школы). Прежде чем принять решение о необходимости логопедической помощи, нужно обязательно проконсультироваться со специалистом и пройти диагностику.
Вам необходимо обратиться к логопеду:
- если к 2 годам ребенок не понимает вашу речь, не произносит звуки, а только отдельные «мычания»;
- если к 3 – 3.5 годам ребенок не говорит простейшие фразы, не выговаривает гласные звуки, ребенок говорит исключительно на «своем» языке;
- если к 4 годам ребенок не говорит звуки ц, с, з, меняет местами слоги;
- если к 5 годам ребенок не выговаривает свистящие и шипящие звуки, неправильно употребляет окончания, не может пересказать услышанную сказку, не может построить предложение;
- если у ребенка к 6 годам отсутствуют звуки р, л, ребенок не может запомнить названия букв (даже не по порядку), не умеет ничего рассказать.
Чем же занимается с ребенком логопед и так ли это необходимо?
Логопедические занятия включают в себя: артикуляционную гимнастику, игры и упражнения на развитие слуха, звукоподражание, логоритмику, упражнения на развитие мелкой моторики и т.д.
Помните, что результат работы будет зависеть не только от специалиста! Если ваш ребенок занимается с логопедом, то четко руководствуйтесь следующими принципами:
1. «логопед-ребенок-родители». Родители - первые помощники для логопеда, именно от родителей зависит, как скоро ребенок «пустит» новый звук в обиходную речь. Работа родителей заключается в «домашней» автоматизации звуков, т.е. использование поставленного звука в обычной, потоковой речи. Родители должны мягко исправлять, намекать ребенку об ошибке. Если этого не делать, то возникнет синдром «кабинетной речи» - ребенок будет отлично произносить поставленные звуки в кабинете логопеда, но в домашней обстановке все останется по-старому. Поэтому нужен ненавязчивый, постоянный контроль за звуком.
2. Старайтесь не пропускать занятия. Одно пропущенное занятие – два шага назад. Ребенок, особенно при постановке звука, забывает то, что он уже научился делать с логопедом и приходится и ребенку, и логопеду работу начинать заново.
3. Оценивайте свои силы. Бывает, что родители решают самостоятельно заниматься с ребенком – ведь в интернете все описано! Но, не все так просто. На самом деле логопед очень чутко слышит малейшие изменения в новом звуке, соответственно подбирает нужный речевой материал. Часто случается, что, работая над постановкой одного звука – логопед услышал, что ребенок неосознанно произнес другой, «нужный» нам звук. Тогда нужно плавно и четко переходить к автоматизации этого звука, чтобы не «потерять» его.
4. Терпение. Работа с логопедом дело не быстрое. Если получается поставить звук за одно занятие (да, и такое бывает), то чтобы ввести этот звук в речь - нужно пройти этап автоматизации, успех которой в равной степени зависит от всех участников процесса.
5. «Один ребенок - один логопед». Ребенок должен заниматься только с одним логопедом. Нельзя заниматься с двумя-тремя логопедами в надежде, что речевые нарушения быстро исправятся. Малыш начнет уставать от нагрузки, от различных требований специалистов, в результате чего положительного эффекта ожидать не приходится. Мы же не лечимся у трех терапевтов?!
Чтобы сформировать привычку говорить с «нужным» звуком нужно время. Кому-то необходим месяц, кому-то два, а кто-то и через неделю уже успешно употребляет звук.
Красивая речь – результат упорной работы, поэтому давайте вместе поможем вашим детям овладеть этим навыком!
Учитель-логопед МКУ «Центр ППМС помощи»
Наталья Климачкова
|