муниципальное казенное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Винни-Пух шагает к другу смайлики картинки гиф анимации скачать
Меню сайта
Категории раздела
Овчинникова Елена [10]
Директор МКУ "Центр ППМС помощи"
Филимонова Светлана [21]
педагог - психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Статьи [27]
Гречина Аександра [8]
Педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Худякова Екатерина [8]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Минакова Александра [2]
Ковалюк Ирина [16]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Белова К.Ф. [3]
Наш опрос
Как вы оцениваете работу специалистов центра ППМС помощи?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Нарушение письменной речи у младших школьников

В данной статье хотелось бы рассказать о нарушении письменной речи – дисграфии, прежде чем подробно остановимся на данной проблеме, хотелось бы уточнить, что нарушение письменной речи, наблюдается у детей с трудностями обучения.

     К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и/или социальных причин стойкие затруднения в усвоении основных образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии.

     Можно выделить ряд особенностей детей данной категории - это дети:

- не имеющие отклонений в развитии (с сохранным интеллектом);

- с низким уровнем школьной зрелости при поступлении в школу;

- испытывающие трудности в обучении и в освоении социальной роли ученика;

- имеющие повышенный риск школьной дезадаптации.

     Причинами возникновения трудностей могут являться:

- недостатки подготовки ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;

- соматическая ослабленность ребенка;

- нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;

- нарушение формирования так называемых школьных навыков (диcлексия, диcграфия, дискалькулия) и др.

     Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется постоянно повторяющимися ошибками, обусловленными недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в процессе письма. Важно понимать, что это не пройдет самостоятельно, поэтому нужна комплексная коррекционная работа с ребенком, данное определение дает Р. И. Лалаева («Дисграфия», 1997 год).

     Дисграфию характеризуют типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, которые встречаются при  дисграфии:

- смешение и замена графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);

- искажение буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);

- нарушение слитности и раздельности написания слов;

- аграмматизмы на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

     При дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма.

     При дисграфии  часто выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, невнимательность, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

     Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалиюалалиюдизартрию, афазию, задержку речевого развития.

     Выделяют следующие причины дисграфии органические и социально-психологические. Органические факторы включают в себя недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмыасфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

     К социально-психологическим причинам относится двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

     Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школьном возрасте.

     Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с различными речевыми нарушениями, задержкой психического развития.

     Работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах, обогащение лексического словаря и формирование грамматической стороны речи, развитие связной речи.

      Важное значение в структуре занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы.

      Навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

      Помимо коррекционных занятий со специалистом, необходимо уделять время устной речи в кругу семьи.

     Читайте книги вместе с ребенком, хотя бы 15-20 минут в день. Ребятам в первом классе трудно самим читать книги, надо читать вместе с ними. Когда ребенок уже обучится читать, можно просить его рассказать, чем же закончился рассказ: «Я только что пришел с работы, не успеваю прочесть, пожалуйста, расскажи, что там было!»

     Также обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира, активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме, лепка, работа с бумагой,  игры с крупой, действия с водой, действия с песком, лепка из сырого песка, действия с пуговицами, действие с верёвочками, рисование на бумаге в разных техниках,
показ пальчикового театра, конструирование из лего
– все это поможет речи, и соответственно - письму.

     Внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

 

Учитель-дефектолог МКУ «Центр ППМС помощи»

А. В. Курганова

 

Категория: Статьи | Добавил: psixolkirov (02.03.2023)
Просмотров: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz