В данной статье хотелось бы рассказать о нарушении письменной речи – дисграфии, прежде чем подробно остановимся на данной проблеме, хотелось бы уточнить, что нарушение письменной речи, наблюдается у детей с трудностями обучения.
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и/или социальных причин стойкие затруднения в усвоении основных образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии.
Можно выделить ряд особенностей детей данной категории - это дети:
- не имеющие отклонений в развитии (с сохранным интеллектом);
- с низким уровнем школьной зрелости при поступлении в школу;
- испытывающие трудности в обучении и в освоении социальной роли ученика;
- имеющие повышенный риск школьной дезадаптации.
Причинами возникновения трудностей могут являться:
- недостатки подготовки ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
- соматическая ослабленность ребенка;
- нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
- нарушение формирования так называемых школьных навыков (диcлексия, диcграфия, дискалькулия) и др.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется постоянно повторяющимися ошибками, обусловленными недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в процессе письма. Важно понимать, что это не пройдет самостоятельно, поэтому нужна комплексная коррекционная работа с ребенком, данное определение дает Р. И. Лалаева («Дисграфия», 1997 год).
Дисграфию характеризуют типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, которые встречаются при дисграфии:
- смешение и замена графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
- искажение буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
- нарушение слитности и раздельности написания слов;
- аграмматизмы на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).
При дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма.
При дисграфии часто выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, невнимательность, гиперактивность, снижение объема памяти и др.
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития.
Выделяют следующие причины дисграфии органические и социально-психологические. Органические факторы включают в себя недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
К социально-психологическим причинам относится двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.
Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школьном возрасте.
Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с различными речевыми нарушениями, задержкой психического развития.
Работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах, обогащение лексического словаря и формирование грамматической стороны речи, развитие связной речи.
Важное значение в структуре занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы.
Навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.
Помимо коррекционных занятий со специалистом, необходимо уделять время устной речи в кругу семьи.
Читайте книги вместе с ребенком, хотя бы 15-20 минут в день. Ребятам в первом классе трудно самим читать книги, надо читать вместе с ними. Когда ребенок уже обучится читать, можно просить его рассказать, чем же закончился рассказ: «Я только что пришел с работы, не успеваю прочесть, пожалуйста, расскажи, что там было!»
Также обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира, активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме, лепка, работа с бумагой, игры с крупой, действия с водой, действия с песком, лепка из сырого песка, действия с пуговицами, действие с верёвочками, рисование на бумаге в разных техниках,
показ пальчикового театра, конструирование из лего – все это поможет речи, и соответственно - письму.
Внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.
Учитель-дефектолог МКУ «Центр ППМС помощи»
А. В. Курганова
|