Своевременное овладение навыком речи необходимо для формирования полноценной личности. Люди с четкой, красивой речью непринужденно общаются, познают новое, задают вопросы, рассуждают. Напротив, если речь невнятна, малопонятна окружающим - человеку трудно находить общий язык с людьми, трудно выражать свои мысли, что, конечно же, откладывает отпечаток на жизнь и характер человека.
Правильная и красивая речь является необходимым условием готовности к школе. В идеале, если ребенок идет в 1 класс – у него не должно быть проблем с речью. Речевые дефекты приводят к неуспеваемости: ребенку трудно дается чтение, с трудом усваиваются навыки письма. Поэтому всем родителям нужно контролировать речь своего ребенка и при необходимости обратиться к специалисту - логопеду.
С каждым годом растет количество детей, имеющих нарушения речи. Речь формируется поэтапно и одним из важных условий развития речи является скоординированная и четкая работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложных взаимных движений артикуляционных мышц. Благодаря тому, что артикуляционный аппарат хорошо развит – мы внятно и красиво говорим. Что же относится к артикуляционному аппарату? К нему относят: твердое и мягкое нёбо, зубы, язык (самый подвижный орган), губы, голосовые связки, гортань, носоглотка. Совместная работа этих органов называется артикуляцией. Артикуляция связана с работой мимических, глотательных и жевательных мышц. Для того, чтобы данные мышцы были развиты, существует комплекс специальных упражнений, называемый артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это фундамент для формирования звуков и коррекции звукопроизношения. Она учит вырабатывать правильные движения органов, участвующих в звукообразовании.
Но так ли она необходима ребенку?
- Когда ребенок выполняет регулярно артикуляционную гимнастику – некоторые звуки речи могут появиться самостоятельно.
- Если у ребенка речь вялая, невыразительная, по типу «каша во рту» - гимнастика поможет в развитии четкости и внятности речи.
- Артикуляционная гимнастика так же способствует правильному развитию навыка письма, ведь этот навык напрямую зависит от звукопроизношения.
Приведу пример артикуляционной гимнастики:
- Лопаточка. Высунем широкий язык, расслабляем, кладем на нижнюю губу. Следите, чтобы язык не дрожал. Держим 10 секунд.
- Горка. Рот приоткрываем. Боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам, кончик языка упираем в нижние передние зубы. Держим 10 секунд.
- Иголочка. Рот открываем. Язык высовываем далеко вперед, напрягаем и делаем его узким. Удерживаем язык в таком положении 10 секунд.
- Чашечка. Рот широко открываем. Широкий язык поднимаем вверх и тянем к верхним зубам, но не касаемся зубов. Удерживаем язычок в таком положении 10 секунд.
- Часики. Высунем узкий язычок и тянем его к правому и к левому уху. Двигаем языком из угла в угол рта в медленном темпе. Делаем данное упражнение 10 раз.
- Трубочка. Высунем широкий язык. Боковые края языка загибаем вверх. Дуем в получившуюся трубочку. Выполняем в медленном темпе 10 раз.
- Вкусное варенье. Высунем широкий язык, облизываем верхнюю губу, затем убираем язык вглубь рта. Двигаем языком в медленном темпе 10 раз.
- Качели. Высунем узкий язык. Тянем по очереди то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрываем. Выполняем 10 раз.
- Грибок. Открываем рот, присасываем язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба сильно оттягиваем вниз нижнюю челюсть. Делаем данное упражнение 10 раз.
Для того, чтобы гимнастика дала необходимый эффект, необходимо соблюдать правила коррекционной работы:
- желательно, чтобы гимнастика была подобрана специалистом, который будет заниматься с вашим ребенком.
- выполнять упражнения желательно сидя перед зеркалом, медленно. Не торопите ребенка! Лучше, если вы будете делать ее вместе – так ребенок почувствует вашу поддержку!
- подходите творчески к выполнению гимнастики, если вдруг у вашего ребенка не получается то или иное движение – помогите ему! Посмейтесь вместе с ним! Покажите на собственном примере или же «уложите» его язычок в правильную позицию чистыми руками или шпателем.
- выполнение гимнастики должно быть ежедневным, минимум 2 раза в день.
- начинайте с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.
Если ваш ребенок занимается с логопедом, то артикуляционная гимнастика – важный и необходимый этап коррекционной работы. Не игнорируйте ее выполнение и, тогда, хороший результат в виде красивой речи не заставит себя долго ждать!
Учитель-логопед МКУ «Центр ППМС помощи»
Наталья Владимировна Климачкова |