А знаете вы, что такое боссинг? Не каждый человек знает, что это такое и как с ним бороться. Но в реальности многим приходится сталкиваться с ним или его отдельными проявлениями. На сегодняшний день понятие боссинга стало предметом активного внимания со стороны психологов и специалистов в сфере управления персоналом. Хотя фактические проявление данного явления глубоко уходит в историю. Как показывает практика часто за этим стоит неуверенность в своей лидерской позиции: руководитель опасается, что его превзойдут его же подчиненные или наоборот, чтобы подтолкнуть сотрудника к увольнению по собственному желанию.
Боссинг — это форма буллинга, которая происходит систематически со стороны руководителя по отношению к своим подчиненным в течение длительного времени. В данном случае сотрудники сталкиваются с произвольными нападками со стороны начальства, независимо от результатов их работы. Чтобы понять, что вы столкнулись с боссингом, познакомьтесь с его признаками:
- Невосприимчивость к обратной связи. Руководитель перекладывает ответственность за свои ошибки на других людей, никогда не признается в собственных недостатках и ищет способы лишний раз подчеркнуть свою значимость.
- Газлайтинг. Руководитель отрицает то, что происходило. Вы точно помните, что вам не был поставлен временный промежуток по задаче, но руководитель утверждает, что это не так? Если вы постоянно сталкиваетесь с подобными ситуациями, скорее всего, вами манипулируют.
- Крики, оскорбления. Кажется, в современном обществе такое поведение недопустимо, особенно на рабочем месте. Но в реальности руководители продолжают кричать на своих сотрудников и оскорблять их. Так же если вы наблюдаете деструктивную критику так, что по итогу вы не знаете, как исправить ситуацию, и не понимаете сути претензий, то это говорит о тотальной некомпетентности вашего начальства.
- Гостинг (игнорирование). Пропадающий и игнорирующий своих сотрудников руководитель создает не меньше проблем, чем критикующий. Ускользание от просьб и ответов на вопросы — тоже форма эмоционального насилия.
- Публичные унижения. Если вас отчитывают публично, это еще более неприятно и неловко, чем личная неконструктивная критика. Такое поведение недопустимо в деловой коммуникации.
- Пассивная агрессия. Иногда она маскируется под вежливым поведением вашего руководства по отношению к вам. Вроде бы оскорбительного вам не сказали, но при этом чувствуете вы себя так, словно вас прижали к стенке.
- Контроль каждого вашего шага. Если вам кажется, что за вами постоянно следят — это плохой знак. Скорее всего, у вашего руководителя есть проблема с доверием к людям и недостаток навыков для обучения и развития сотрудников.
- Настраивание коллег друг против друга. В офисе царят сплетни и интриги не хуже, чем в «Игре престолов»? Иногда руководитель создает такие ситуации своими руками, что в итоге разрушает коллектив и снижает его эффективность.
- Неуважение к границам. Один из главных признаков абьюзивного менеджмента — переход границ. Рабочих, временных, любых. Например, начальство может позвонить в любое время дня и ночи; большие переработки, которые считаются нормой и не оплачиваются.
- Угрозы увольнения без увольнения. Если вы постоянно получаете угрозы увольнения от руководителя, чаще всего без четкого понимания причин и возможности на это повлиять — это верный признак абьюзера.
- Домогательства. Кажется, это уже понятно каждому, но не лишним будет напомнить об этом снова. Сексуальные домогательства к сотруднику недопустимы ни в какой форме. Чаще всего с ними сталкиваться женщины, когда руководитель-мужчина начинает делать неуместные комплименты, или же напрямую склонять к сексуальному контакту за определенные преференции в работе или просто оказывая давление и угрожая увольнением или иными последствиями. Иногда подобному могут подвергаться и мужчины.
Если вы узнаете своего руководителя сразу в нескольких описанных выше критериях, проблема точно не только в вас и в вашем коллективе. Это лишь подтверждает, что в вашей организации есть боссинг. Как вы уже заметили эти нападки часто носят личный характер и причиняют боль сотрудникам. Обычно целью такого поведения руководителя состоит в том, чтобы принизить и подвергнуть своего подчиненного остракизму (изгнанию или гонению). Причины почему возникает он в коллективе многогранны и разнообразными. Часто к ним можно отнести:
- Увольнение сотрудника. Данная причина является актуальной. Она приносит руководителю ощущение удовлетворения и собственной власти над подчинёнными. Однако все же не всегда лицо, занимающееся боссингом, стремится именно к увольнению жертвы.
Если рассматривать с позиции сотрудника, то боязнь потерять рабочее место, стремление изо всех сил угодить руководству и готовность принимать любые обстоятельства как данность тоже могут подтолкнуть руководителя к злоупотреблению своим положением и фактической травли в отношении такого «слабого» работника.
- Поведение работника в коллективе. Чрезмерно напряженные отношения сотрудника с коллективом могут стать причиной для боссинга. Руководитель может решить, что избавление от неблагоприятного члена поможет коллективу. Или наоборот, излишнее позитивное отношение к новому коллеге, тоже может являться причиной негодования руководителя.
- Взгляды и мировоззрение. На сегодняшний день различные политические пристрастия, религиозное мировоззрение и в целом отношение к определенным событиям группы людей может стать весомой причиной для возникновения конфликта между сотрудником и работодателем с дальнейшим формированием боссинга в коллективе.
- Профессионализм сотрудника. Часто травля работника его начальником за хорошую результативность, профессиональные знания и выдающиеся личные качества — уже однозначно является явной составляющей боссинга. Не стоит забывать и про амбиции и стремления подчиненных. Они так же могут вызвать ответную реакцию со стороны руководителя, которая в свою очередь будет обусловлена опасением потерять свое рабочее место.
- Действия вышестоящего руководства. Иногда причиной становится ситуации давления самого руководителя со стороны своего вышестоящего начальства. В таком случае, боссинг может стать механизмом компенсации — руководитель просто отыгрывается на своих сотрудниках, как до этого отыгрались на нём самом.
- Личные качества и жизненные обстоятельства руководителя. В некоторых случаях руководитель может находиться в тяжелой жизненной ситуации и методом компенсации личного стресса выбрать унижение подчиненных или просто «выпускание пара» на них. Или наоборот, он может быть сам по себе конфликтным человеком, не принимать критику или же обладать другими негативными чертами характера. Например, быть крайне злопамятным или мстительным.
- Устоявшиеся традиции коллектива. В некоторых случаях прессинг со стороны руководителя может быть своеобразным «тестом» на профпригодность или данью уважения устоявшихся традициях коллектива. Бывает так, что они могут сочетаться с моббингом и наличием ряда иных неформальных традиций — ритуалов посвящения и других возможных издевательств над новым сотрудником.
Боссинг же характеризует давление и насилие по отношению к работникам, исходящее от руководителя. В данный момент оно является однозначно негативным явлением в любом коллективе и рано или поздно приводит к плачевным последствиям для всей организации. Да, он ухудшает микроклимат в коллективе, приводит к падению производительности труда и повышению текучести кадров. Единственным, хоть и сомнительным позитивным эффектом можно выделить повышение сплоченности коллектива. Но при этом существует вероятность, что в будущем эта сплоченность может сама себе навредить и коллективу в целом.
Когда речь заходит о давлении со стороны начальства, то стоит понимать, как следует действовать в таких случаях как сотрудникам, так и руководителю. Для этого необходимо понимать цели, которые преследуют данные действия и причины возникновения в целом. Исходя из них уже можно выстраивать методики противодействия и устранения подобных случаев.
Наиболее часто, целью давления руководителя являются - достижение личных целей. Возможно, он занимается этим именно для достижения каких-либо своих целей. Например, руководитель может травить перспективного сотрудника из-за страха потерять свое место или быть уличенным в некомпетентности. Или наоборот, для завоевания внимания или уважения в коллективе. Или, в случае с домогательствами — для удовлетворения своей половой страсти за счет подчиненных. Бывают случаи, что руководитель сам не осознает деструктивность своих действий и то, что он вредит своим подчиненным или коллективу подобным поведением.
Иногда боссинг часто путают с буллингом и моббингом. Поэтому важно их различать. Если мы говорим о первом, то сюда относят все негативные действия травли как среди коллектива, так и в отношениях руководитель - сотрудник. Моббинг предполагает коллективные физические издевательства над одним или несколькими сотрудниками, в том числе, как при участии руководства, так и без него. Решающее различие между боссингом и буллингом, и моббингом заключается в том, что жертва находится в иерархическом подчинении у нарушителя. Данное условие чрезвычайно обостряет проблему для жертвы боссинга и создает необходимость противодействовать ему.
Что делать, если вы стали жертвой боссинга?
Боссинг по своей природе является деструктивным явлением как для одного сотрудника, так для всего коллектива в целом. Поэтому необходимо предпринимать меры по борьбе с негативным давлением на работе. Конечно, выявление факта боссинга очень сложно из-за того, что в большинстве случаев жертва не сообщает о происходящем и нет глубокой работы с коллективом по выявлению давления со стороны руководителя. Так же не стоит забывать тот факт, что начальство может запугать коллектив возможным и большим давлением и травли не только одного сотрудника, но и всех в случае какой-либо жалобы.
Если вы осознали, что всё же оказались в абьюзивных (насильственных) отношениях с руководством, разрешить или облегчить ситуацию помогут такие действия:
- Наводить справки до выхода на работу. Вы имеете точно такое же право на выбор руководителя, как он — на выбор сотрудника. Определите критерии, с чем вы готовы мириться, а что неприемлемо ни при каких обстоятельствах.
- Обсудить эту ситуацию с руководством. В спокойном ключе расскажите, как вы это видите. Если возможно, заручитесь поддержкой кого-то из коллег — свидетелей абьюза (насилия).
- Найти себе поддержку. Долго оставаться одному в ситуации травли опасно. При наличии поддержки человек может гораздо быстрее понять, что следует делать. Как минимум, необходимо обсуждать происходящее с кем-то, кто сможет подтвердить, что происходящее — ненормально. Можно обратиться к психотерапевту или коучу за поддержкой в принятии решения.
- Помнить, что травля — это всегда про травящих. За эту мысль важно держаться, чтобы пройти через ситуацию с минимальными потерями. Напоминайте себе, что их оскорбления не относятся к вам.
- Записывать все, что происходит. Из-за накопленного стресса человек может сомневаться в себе. Записи помогают анализировать и замечать причинно-следственные связи. Это особенно важно при газлайтинге, когда говорят, что проблему вы придумываете сами.
- Определить цель и срок, сколько вы готовы терпеть. Если вы решили оставаться на этой работе, то надо четко понимать ради чего и как долго. Долгое нахождение в отношениях с абьюзером без перспектив на улучшение неизбежно приведет к выгоранию и разрушенной самооценке.
- Не позволять руководителю вас запугать. Как правило, руководитель-хам питает свою энергию через унижение и страх подчиненных. Поэтому чем меньше вы будете бояться его угроз, тем меньше он будет заинтересован в запугивании вас. Важно показать руководителю, что вы самодостаточная личность и не боитесь увольнения. Даже если у вас трое детей, ипотека и вы единственный кормилец.
- Начать поиск новой работы, если не видно перспектив улучшения. Если разговоры с начальством не помогают, и вы не находите способов повлиять на ситуацию, а тем более если коллектив поддерживает травлю, справиться с такой ситуацией своими силами практически невозможно.
Хорошей мерой профилактики могут быть информационные стенды, объясняющие, что представляет собой боссинг, как с ним бороться и куда сообщать. Также можно предоставить сотрудникам возможность анонимной подачи жалобы вышестоящему руководству. Хороший результат дают профессиональные тренинги и коллективные занятия по профилактике боссинга со специалистами.
Важно обращать внимание на отношения с руководством и помнить, что источником сомнений в себе как в специалисте могут быть не только ваши профессиональные компетенции. Бывает сложно отличить, где проходит грань между вашей зоной ответственности и ответственностью менеджмента других сотрудников. Если же вы убедились, что стали жертвой боссинга, и не находите сил и желания с этим бороться, увольнение может быть не самым плохим решением.
педагог – психолог МКУ «Центр ППМС помощи»
Обухова М.А.
Использованная литература:
1 Робин Стерн «Конфликты и виды травли в коллективе», Издание на русском языке, оформление. ООО «Питер», 2003г.
2 Браен Трейси «Выйди из зоны комфорта»,2007г. Издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014. |