Очень часто, обращаясь к логопеду, родители ждут чуда – быстрой постановки звуков. И такое чудо иногда случается. Бывает, что логопед «ставит» звук даже на первом занятии. Родители счастливы, ребенок тоже. Но! Это только начало пути, сложного, кропотливого, но интересного! Как правило, появление в речи «нужного» звука не гарантирует его употребление в словах. Ребенок может отлично «рычать», произнося звук [р] или «шипеть», произнося звук [ш], но в словах по-прежнему будет «лыба» вместо «рыба» и «сапка» вместо «шапка». Дело вовсе не в нежелании ребенка произносить правильный звук, а дело в привычке.
Если человек привык говорить определенным образом, то за один день он не перестроится, даже при отличном изолированном произношении. Для того, чтобы ввести звук в речь, необходима автоматизация.
Автоматизация – отработка нового навыка, доведение звука до автоматизма. Автоматизация состоит из нескольких этапов:
- Автоматизация самостоятельного изолированного звука, то есть совершенствование его самостоятельного произношения.
- Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. (например: при автоматизации звука [р]: ра-ро-ру-ры; ар-ор-ур-ыр; пра-про-пру-пры).
- Автоматизация звука в словах, то есть употребление нужного звука в начале, в середине и в конце слова (например: при автоматизации звука [р]: рыба- урок – топор).
- Отработка звука во фразах и предложениях (например: при автоматизации звука[р]: красивый конверт, красная роза. На берегу реки старая баржа. Моя родина – Россия).
- Отработка звука в текстах и связной речи. Данный этап заключительный, именно он показывает, как ребенок употребляет звук в самостоятельной речи.
Изучаемый звук обязательно нужно вводить в речь и закреплять его произношение в различных позициях. Не стоит специально усаживать ребенка для закрепления: это можно делать, гуляя на улице, по пути в детский сад или школу. В естественной среде ребенку будет намного легче усвоить произношение нового звука.
Грубую ошибку совершают родители, которые пытаются «уйти» от автоматизации. Даже если звук и появился, то без должной работы над ним ребенок не будет употреблять его в речи. Родители могут сами помочь своему ребенку как можно быстрее ввести звук в речь. Это могут быть игровые задания с фишками, на которых нужно найти слова, начинающиеся на нужный звук; пазлы, в которых нужно соединить нужный звук и предмет, название которого начинается на данный звук. Если ваш ребенок любит рисовать – попросите его нарисовать несколько предметов, названия которых начинаются на изучаемый звук. Если ребенок любит лепить – пусть слепит как можно больше предметов, начинающийся на необходимый звук.
Процесс автоматизации звуков, особенно если автоматизировать необходимо несколько звуков, требует постоянного внимания, настойчивости и терпения. Ребенку необходимо помочь закрепить новый навык, помочь уйти от неправильного, «старого» произношения. Если родители не участвуют в данном процессе, то процесс автоматизации сильно затянется. Только ежедневный контроль родителей обеспечивает положительный результат. Заниматься необходимо ежедневно, так как навык (привычка) формируется только тогда, когда он востребован.
Работа над звуком в системе «логопед-ребенок-родители» - залог успешного и быстрого результата!
Учитель-логопед МКУ «Центр ППМС помощи»
Наталья Климачкова |