Ребенок с задержкой психического развития
(опубликовано на сайте Кировской районной администрации 23.05.2016 г.)
С каждым годом растет количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии. Соответственно, увеличивается и число неуспевающих, дезадаптивных школьников.
Родители очень часто не придают значения тому, что их ребенок чуть позже начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что плохо разговаривает или не разговаривает вовсе. Ребенок жестами показывает, что ему необходимо, говорит на непонятном языке, и родители его понимают. В такой ситуации взрослый не инициирует речевое развитие малыша. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, сначала проявляются на поведенческом уровне и в дошкольном возрасте для родителя все это кажется нормой. Лишь впоследствии, с поступлением ребенка в школу появляются первые трудности при выполнении учебных заданий.
Что же такое задержка психического развития? И как помочь таким детям?
Задержка психического развития характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа развития психики в целом или отдельных ее функций.
Как и чем может помочь такому ребенку родитель? Первое что должен сделать родитель, это обратиться за помощью к врачу неврологу, поскольку диагноз ЗПР ставится врачом. неврологом. Этот диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.
Важно в данной ситуации грамотное поведение взрослого и его отношения к ребёнку:
- контролируйте поведение собственного ребёнка, не навязывайте ему чересчур жёстких правил;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
- старайтесь строить взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
- внимательно выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок;
- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
Для того, чтобы поддерживать благоприятный психологический микроклимат в семье, необходимо уделять ребенку у достаточно внимания, проводить с ним больше времени, не ругаться в его присутствии.
Для успешной учебной деятельности необходимы режим дня и специально организованное место для занятий:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Уважаемые родители помните, что успех ребенка во многом зависит от Вас и Вашей поддержки.
Удачи Вам в воспитании ваших детей!
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
С.В. Филимонова
|