Как известно, общение – одна из главных человеческих потребностей. Ребенку с раннего возраста необходимо осваивать навык выражать свои желания, нужды, устанавливать связь с окружающим миром. Следует отметить, что в последнее время участились случаи, когда ребенок разговаривал, а потом вдруг перестал. Вроде бы, здоровый ребенок, имеющий определенный словарный запас, разговаривающий до этого неплохо (со слов родителя). И вдруг перестает говорить без видимых причин. Сама ситуация родителям неясна и, зачастую, носит временный характер. Понятно одно: без внимания оставлять такие ситуации нельзя, так как в большинстве случаев само собой это не проходит. Попробуем разобраться в этой непростой ситуации. Хотя, конечно, однозначно ответить на этот вопрос невозможно.
Первое, с чего надо начинать - это попытаться понять причину исчезновения речи. Родителю важно ответить на вопрос: что произошло с ребенком? Что могло спровоцировать исчезновение речи? Какие случаи в последнее время происходили с малышом в семье или в детском саду?
Причин, конечно, множество, рассмотрю наиболее распространенные. Очень часто малыш отказывается говорить из-за того, что родитель усиленно стал с ним заниматься, требует много и заставляет повторять слова снова и снова, желая улучшить речь ребенка. Маленькие дети 1,5 -2 года просто не готовы к таким нагрузкам, они быстро устают и такая деятельность для них непосильна. Для того, чтобы изменить эту ситуацию, достаточно оставить ребенка в покое на какое-то время, не требовать от него непосильного. И его речь в ближайшее время нормализуется (но не через неделю-две, может быть, даже через месяц, когда организм восстановиться). Возможно и противоположное поведение родителя. Когда родитель (или другой взрослый, который на какое-то время начал заботиться о ребенке) перестает заниматься с малышом. Не до этого ему, например. Ребенок же в общении с взрослым начинает использовать только жестовую речь. Показывает, что он хочет, тащит родителя за руку, но не сопровождает свои действия словами. Его и так понимают, он добивается, чего хочет при этом ничего не говорит. Взрослый же никак не стимулирует развитие речи (ведь и так все ясно!).
Следующая не менее распространенная причина – эта адаптация, т.е. привыкание, приспособление к новым условиям. Любая смена обстановки для ребенка — это серьезный стресс. Если малыш стал посещать детский сад или ваша семья переехала на новое место жительства, появились новые члены семьи – возможно появление молчания. Это нормальная реакция ребенка на новые для него условия. Это его реакция на происходящие изменения. Ребенку необходимо время на привыкание, ваша помощь и поддержка в новых условиях. Уделяйте ребенку свое внимание, разговаривайте с ним, играйте. Но не давите и не злитесь. Когда он привыкнет к новым условиям, речь восстановится.
Иногда ребенок может просто не разговаривать с незнакомым для него человеком. Не следует ругать его за это. Ему нужно время, чтобы понять, что это за человек, что при общении с ним ему ничего не угрожает.
Здесь же следует отметить, что любые стрессовые ситуации также могут спровоцировать молчание. Причем, этот стресс для взрослого иногда не совсем понятен. Например, что-то напугало (читали сказку про страшных персонажей, какое- то незнакомое животное), оставили одного, резкий звук и т.д. Все это может стать причиной, по которой может возникнуть заикание или ребенок замолчит.
Болезнь ребенка в ряде случаев вызывает пропадание речи, особенно, если инфекция поразила органы дыхания, и заболевание сопровождалось сильным повышением температуры. Это касается маленьких детей до трех лет. В этот период родитель должен быть рядом и поддерживать ребенка. После завершения болезни речь восстанавливается.
Как вы понимаете, уважаемые родители, в большинстве случаев, ребенок всегда от вас ждет внимания, понимания и поддержки. Проводите с ним времени: играйте, читайте книжки, обнимайте его, используйте массаж и водные процедуры, играйте с песком для снятия эмоционального напряжения, лепите из пластилина, рисуйте… И тогда вы обязательно сможете самостоятельно справится с возникшей ситуацией! Если же, по каким-то причинам, не удалось справиться самостоятельно, обязательно обратитесь к специалисту (психологу, неврологу).
Педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи»
Светлана Филимонова
|