Дошкольное детство - это возраст от 3 до 7 лет. Для ребенка-дошкольника ведущая деятельность - это игра. Игра - основное и любимое занятие для детей. Играя, ребенок развивается, познает окружающий мир. Родитель для малыша является не только примером, образцом для подражания в действиях и поступках, но и активным помощником в игре.
Развивающие игры способствуют развитию ребенка. Дошкольники, которые играют в игры, тренируют своё внимание, память, мышление, воображение. Развивают творческие способности. Развивающая игра представляет совместную деятельность ребенка и взрослого. Взрослый организует эти игры, знакомит с правилами и содержанием. В развивающих играх ребенок активно экспериментирует с элементами игровой ситуации, ставит перед собой новые цели (но делает это неосознанно) и часто достигает их в процессе активного поиска. Развивающие игры проводятся по четко сформулированным правилам. Именно выполнение этих правил организует ребенка, формирует его волевые усилия.
Взрослому необходимо постараться организовывать так развивающие игры, чтобы ответственная привлекательная роль выполнялась бы детьми по очереди. Это будет способствовать и формированию смелости, и ответственности ребенка, а также приучит его сопереживать партнеру по игре, радоваться успехам сверстников. Здесь надо отменить, что многие родители, играя с малышом, стараются подыграть ему. Тем самым формируют у него желание быть всегда первым. А в игре вы прекрасно знаете, есть всегда победитель, и есть проигравший. Дети не умеют проигрывать (даже младшие школьники). Ругаются, конфликтуют друг с другом. Родителю важно обращать внимание на то, что не обязательно быть первым. Второй в игре - тоже хорошо. Ничего страшного в этом нет.
При организации развивающих игр надо учитывать возрастные особенности и возможности ребенка.
Так, малышам 3-4 лет можно предложить составление разрезных картинок, наклеенных на кубики. Использовать игры: «найди игрушку такого же цвета» (взрослый просит малыша найти игрушку красного, желтого, зеленого или синего цвета), «построй пирамидку из кубиков, как у меня» и другие игры. Для детей также можно использовать пальчиковые игры, например, гимнастику: «Давай покажем зайчика (волка, ежика и других животных). Посмотри, как он шевелит ушками. Здравствуй, зайчик, как, живешь? Как ты зиму проведешь?» Как известно, пальчиковые игры не только развлекают ребенка, но и способствуют его речевому развитию. Считают, что чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развита у него речь. Для этого можно использовать и пластилин. Вместе с малышом лепить разноцветные шарики, гусениц и даже червячков.
Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать настольные игры для упражнений в счете, определения формы предметов, развития речи. Например, участники игры передвигают фигурки на то число очков, которое им выпало. Или другое не менее интересное задание: «назови предметы, например, круглой, квадратной, треугольной, овальной формы». Игры, «какой, какая, какое», «назови ласково» расширяют словарный запас ребенка (яблоко какое? По цвету красное, зеленое; по форме круглое, на вкус – сладкое или кислое, яблоко, а как скажем ласково – яблочко и т.д.)
Использование развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям детей, способствует формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению, развитию новых форм общения, более осмысленному отношению к окружающему миру.
Уважаемые родители, помните, что ребенок всегда от вас ждет внимания, понимания и поддержки. Играя с малышом, вы дарите ему радость и свою любовь.
Педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи»
С. В. Филимонова
|