В наши дни достаточно актуальным вопросом развития дошкольника стало его речевое развитие. Дело в том, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные речевые нарушения. Да и просто плохо говорящих, имеющих низкий словарный запас, дошкольников в группах детских садов много. С чем же это связано?
С одной стороны, это негативные факторы, воздействующие на организм матери в период беременности и родов. В раннем детском возрасте оказывают влияние на задержку речевого развития частые болезни, инфекции и травмы, полученные малышом. Например, возможно снижение слуха вследствие болезни ребенка. Ребенок плохо слышит, соответственно, плохо говорит. Негативное воздействие могут оказать и наследственные факторы. Но это факторы, не зависящие от нас самих, вмешаться в которые мы уже не можем.
С другой стороны, это занятость родителей, быстрый темп современной жизни. Родителям всегда некогда, они мало разговаривают и практически не читают своим малышам. И это также не способствует успешному речевому развитию детей. Но в этой ситуации уже каждый родитель решает сам, как взаимодействовать со своим ребенком.
В современном мире есть и другая напасть – это компьютерные игры, гаджеты. Годовалый ребенок у компьютера – это, конечно, редкость, однако двух-трехлетний - уже частый гость. Следует отметить, что компьютерные игры, даже развивающие, для детей крайне вредны. Дошкольники должны иметь дело с настоящими игрушками, то есть трехмерными предметами, которые можно пощупать, рассмотреть со всех сторон, разобрать, посмотреть, как они устроены внутри. Манипулирование предметами-игрушками положительно влияет на развитие речи и мышления. С ними можно играть, говорить, совершать различные действия. Ребенку нужны игрушки, соответствующие возрасту. Однако, их не должно быть много. Иначе наступает пресыщение. И такой ребенок теряет интерес ко всему новому, в том числе, и к очередной купленной новой игрушке. Вернее, интерес пропадает почти мгновенно. Играть одному тоже не всегда интересно. Речь развивается лишь в общении с настоящим живым собеседником. А таким собеседником для малыша становится родитель. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого, в огромной степени зависит от того, что слышит ребенок с первых дней жизни. Именно семья, родители дают первые знания, умения, знакомят с окружающим миром. Речь не является врожденной способностью, она формируется в процессе развития ребенка и зависит, во многом, от окружающих взрослых.
Усвоение ребенком родного языка происходит с определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении речи, необходимо знать, некоторые основные этапы ее становления. Остановлюсь немного на характеристике этих этапов.
1 год - у ребенка появляются первые голосовые реакции: крик, плачь. Уже через две недели он реагирует на голос говорящего. К началу третьего месяца появляется лепет: агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги. К концу первого года появляются первые слова. Словарный запас к концу первого года жизни составляет 10-12 слов.
2 год - ребенок называет на картинках действия и предметы, выполняет просьбы взрослого, задает вопросы: «кто это?», «что это?». Пользуется фразой из 2-3 слов.
3 год - у ребенка налажена связь слов в предложении с помощью окончаний и предлогов, он употребляет союзы, основные части речи, использует слова обобщения. Любит слушать сказки. Задает много вопросов: «почему?», «когда?»
4 год – словарный запас ребенка становится больше, в речи меньше ошибок, у многих звукопроизношение более или менее нормализовалось. Хорошо развита память, что позволяет запоминать больше стихов.
5 лет - ребенок умеет составить рассказ по картинке из нескольких предложений, отвечает на вопросы по сюжету рассказа, развита монологическая речь, использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Например, «потом, когда мы пошли домой, нам дали разные конфеты, яблоки».
6 -7 лет – во фразах ребенка используются все основные части речи, умеет составить рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или будущего.
Что же может сделать родитель для развития речи ребенка-дошкольника?
Прежде всего, необходимо разговаривать со своим ребенком во время всех видов деятельности. Готовите ли вы дома еду на кухне, убираете ли вы в комнате, собираете ли его на прогулку, всегда говорите о том, что вы делаете. Разговаривая с ребенком, старайтесь говорить спокойно, четко. Используйте в своей речи правильно построенные фразы и короткие предложения. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Помните, что игра - это основная деятельность ребенка, поэтому больше играйте с ним, читайте стихи, сказки, обсуждайте с ним прочитанное.
Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился успехов жизни, сделал карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем, тогда учите его говорить!
Удачи вам в воспитании и развитии ваших детей!
Светлана Филимонова, педагог-психолог
МКУ «Центр ППМС помощи» |