Кино должно заставить зрителя
забыть о том, что он сидит в кино.
Роман Полански
Любите ли вы кино? Уверена, что на этот вопрос многие ответят: «Да». Знаете ли вы, что кино, как жанр, было открыто в России в начале 1896-го года? Приобрели этот жанр искусства благодаря французам. Русским фотографам понравился новый вид творчества. Они научились снимать фильмы. В 1898-м вышли первые ленты, которые снимались уже российскими операторами.
Сейчас на экраны выходит очень много фильмов. В большинстве случаев, при просмотре фильмов, мы воспринимаем это время, как время развлечения и отдыха. Наверное, каждый может вспомнить какое-то кинопроизведение, которое оказало большое влияние на его мировоззрение. Естественно, можно предположить, что фильмы оказывают влияние на формирование наших ценностей, воздействуют на наши поступки.
Что бы лучше понять степень влияния на человека просмотренного фильма, можно привести наглядный пример. Многие согласятся с тем, что еда является одним из наиболее важных факторов, влияющих на наше здоровье и внешний вид. Проявление нежелательных изменений при нарушении питания будет видно не сразу. Съев один гамбургер, мы не заметим вредного эффекта. Однако, если ввести употребление подобной пищи в своё ежедневное меню, мы заметим существенные изменения во внешнем виде. К тому же, заболевания проявятся достаточно быстро. Подобным образом и информация влияет на человека. Если еда воздействует на наше здоровье и физическую форму, то информация влияет на духовное состояние, а также способна поменять взгляды на жизнь. Все вы знаете, что обучение осуществляется не только напрямую. Определенное воздействие оказывает, так же, и среда, в которой находится человек, предметы искусства, произведения литературы и т. д. Как сказал Константин Эрнст: «Формировать модели поведения - ненавязчиво и опосредованно - это эффективнее, чем просто учить».
И все же, могут ли фильмы никак не воздействовать на зрителя? Многие говорят о том, что фильмы на них никак не влияют. Но знаете ли вы главную особенность нашего мозга? Мозг изменяется под воздействием приобретения любого опыта! Фильм также является этим самым новым опытом, который вносит изменения в мировоззрение человека. Доказал это эксперимент с куклой Бобо, проведенный американским психологом Альбертом Бандурой и его коллегами. Детям показывали две разные модели взрослого поведения при игре с куклой. В первом случае, одной группе детям демонстрировали доброе поведение: с куклой играли, обнимали её, гладили. Другой группе показывали, как куклу бьют, пинают, выражают своё недовольство. После этого детей оставляли поиграть с куклой Бобо. Дети первой группы, которым показывали доброе отношение по отношению к ней, не проявляли агрессии. Вторая группа, которая наблюдала за агрессивной моделью обращения, повторяла именно это поведение. Таким образом, можно сказать, что просмотренное однозначно оказывает влияние на наши дальнейшие поступки.
К тому же, когда мы смотрим фильмы, необходимо учитывать еще один важный факт. Вредная модель поведения, присущая отрицательному герою, запоминается, как негативная, которой не стоит следовать. Что же происходит, если такое поведение в каких-то ситуациях демонстрирует положительный персонаж? Оно запоминается, как нечто хорошее, одобряемое. И, в дальнейшем, становится примером для подражания. То есть, в подобной ситуации можно повести себя точно так же.
Таким образом, просмотр фильмов – это очень важный элемент воспитания. Если вы просто предоставляете ребенку возможность смотреть кино, вы бессознательно создаете почву для формирования нежелательных образцов поведения. Тем более, когда в фильмах демонстрируется какая-то негативная их модель. Оставлять без обсуждения просмотренные киноленты нежелательно. Особенно с вашими детьми. Помните: фильмы влияют на поступки! Чем младше возраст ребенка, тем сильнее влияние на него произведений киноискусства.
Вот несколько простых правил при просмотре фильмов:
- Обязательно обсуждайте просмотренные сюжеты, высказывайтесь сами и позволяйте говорить ребенку.
- Делитесь собственными впечатлениями, эмоциями от просмотренного, слушайте, что говорит ваш ребенок.
- Прежде, чем смотреть фильм с ребенком, желательно заранее с ним ознакомиться. Самому определить, какие жизненные ценности формируются при просмотре картины. Нет ли в ней каких-то нежелательных к просмотру фрагментов или негативного сюжета.
Выбирайте правильные фильмы. Приятного вам просмотра!
Кристина Белова,
педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи»
|