муниципальное казенное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Винни-Пух шагает к другу смайлики картинки гиф анимации скачать
Меню сайта
Категории раздела
Овчинникова Елена [10]
Директор МКУ "Центр ППМС помощи"
Филимонова Светлана [21]
педагог - психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Статьи [27]
Гречина Аександра [8]
Педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Худякова Екатерина [8]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Минакова Александра [2]
Ковалюк Ирина [16]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Белова К.Ф. [3]
Наш опрос
Как вы оцениваете работу специалистов центра ППМС помощи?
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зачем и как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком?

Вашему малышу уже три года? Это значит, что его восприятие достигло довольно высокого уровня, он уже может запоминать коротенькие стихи и загадки, а внимание стало более устойчивым. Мышление переходит из наглядно-действенного в образное. Воображение тоже развивается полным ходом. Что теперь? Какая следующая ступень развития ребенка и чем в этом может помочь мама? А дальше в этом возрасте становится ведущей игра, да не простая, а сюжетно-ролевая. Об этом и пойдет речь…

Что такое сюжетно-ролевая игра?

Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей. В специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях ребенок воспроизводит деятельность взрослых и отношения между ними.

Когда появляется?                                                                               

При нормальном развитии ребенка такой вид игры начинает появляться у него примерно в три года. Но это вовсе не означает, что она не может появиться раньше или позже. Формирование умения использовать сюжетно-ролевую игру, как правило, связано с такими факторами, как устойчиво развитая речь ребенка и социализация малыша в коллективе. В детский сад он может и не ходить, но общаться со сверстниками на детской площадке, активно взаимодействовать дома с братьями и сестрами, родственниками.

Зачем нужна?

Появление сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка играет довольно весомую роль. Дело в том, что это не просто игра в «дочки-матери» или «магазин» лишь для забавы. Это еще и полноценное развитие малыша, которое затрагивает практически все стороны психической деятельности. Она развивает у ребенка воображение, память и внимание, способность взаимодействовать в обществе (так как в игре ребенок начинает учитывать желания и действия другого человека, отстаивать свою точку зрения). Также сюжетно-ролевые игры помогают формировать регуляторную сферу (то есть умение подчиняться правилам, учит ждать), морально-этические принципы и, конечно, развивают творческое мышление и простейшие предметно-бытовые умения.

Правила.

Родителю важно помнить несколько несложных правил, когда его ребенок начинает проявлять интерес к  сюжетно-ролевой игре:

  1. Важно предлагать ребенку игру, но не настаивать. Если ваш малыш отказывается играть, то, возможно, для него это еще рано или вы подобрали не тот сюжет.
  2. Сам родитель может активно участвовать в этой игре, занимая отведенную ему ребенком роль. Ведь именно родитель является примером для подражания. Важно участие взрослого  потому, что он задает и направляет сюжет на первых этапах приобщения ребенка к играм.
  3. Если игра пошла не по плану, то не нужно стараться вернуть ее в прежнее русло или обвинять ребенка в этом. Найдите в этом положительную сторону, подыграйте своему малышу, ведь такое развитие события в игре способствует формированию спонтанности у ребенка, нестандартного мышления.
  4. Важно, чтобы игра была нацелена на развитие, а не была предметом простого развлечения. Это значит, что в игре ребенок должен чему-то научиться или хотя бы познакомиться с чем-то для него новым и полезным в жизни. Например, с вежливыми словами.
  5. Сюжет игры должен постепенно усложняться в зависимости от возраста ребенка.

 

Как играть?

Первое, о чем родителю стоит задуматься, – это тема игры: «больница», «магазин», «стройка», «дочки - матери», «парикмахерская» и т.д. В выборе игры нужно в первую очередь исходить из интересов малыша, а кто как не родитель лучше знает, чем заинтересовать ребенка. Или  же напротив, чего он боится (например, сильный страх врача или уколов, поэтому с игры в больницу точно не стоит начинать). Когда тема выбрана, взрослому стоит позаботиться о логичной последовательности развертывания сюжета (с чего начался сюжет, кульминация и завершение). При этом важно, чтобы в игре был не только смысл, но и польза: продумайте, чему научится в ней ваш малыш.

Дальше стоит подобрать реквизит. Это могут быть игрушки, имитирующие реальные вещи, как, например, касса и фрукты, а могут быть предметы-заместители, например, стулья – это каюты корабля, а тазик – это спасательная шлюпка. Кроме того, игра может разворачиваться и с помощью обычных игрушек.

Самым важным этапом в подготовке игры является выбор ролей. В этом лучше передать инициативу вашему ребенку. Он сам выберет себе роль по душе и какую-то предложит занять вам. Если ребенок не может выбрать роль, не настаивайте, сделайте это за него, но обязательно спросите, хочет ли он на время игры стать, например, продавцом.

Когда все организационные моменты учтены, можно приступить к самой игре. На этом этапе важно все свои действия и действия ребенка комментировать. Например: «Я – покупатель, пришла в магазин. Взяла корзину и набираю продукты. На кассе стоит продавец. Здравствуйте, продавец. Продавец спрашивает покупателя: что вы хотите?» и т.д.  Зачем это нужно? Чтобы ребенок видел наглядно и практически разделял имеющиеся роли. Зачастую бывает так, что малыши начинают игру в роли продавца, а потом резко переходят в роль покупателя. К примеру: маленький продавец спрашивает: «Что вы хотите купить?», а вслед за этим сам и отвечает уже в роли покупателя: «Дайте мне молоко». Кроме того, так ребенок запоминает последовательность действий и сможет в будущем применить их в жизни. Будет понимать и развивать в себе культуру общения и поведения в общественном месте.  

Завершение игры. Завершение всегда должно быть позитивным, к примеру: «Приходите к нам в магазин еще! Мы вам всегда рады».

Как усложнять игры?

С ростом и развитием ребенка должны усложняться и совершенствоваться игры. Все вышеописанное характерно для малышей 3-4 лет. Но далее такие игры должны становиться более развернутыми и по времени, и по сюжету. Так, например, играя в парикмахерскую, можно сделать прическу не только клиенту, но и кукле. А вот зашел странный лохматый клиент на четырех лапах, который, наверное, никогда не стригся. Парикмахер предлагает ему сделать очень красивую модельную стрижку. Но что видит парикмахер? Этот клиент боится стричься… и так далее.

В возрасте 5-7 лет сюжеты должны становиться еще сложнее, приобретая детализацию.  Это удается детям в связи с полученным в жизни социальным опытом взаимодействия с окружающими, а также глядя на жизнь, поведения и манеру общения взрослых.

Так, постепенно усложняя процесс игры, ребенок познает мир и все его окружающее. Вскоре уже не родитель будет инициатором таких игр, а сам ребенок. Главное – заинтересовать своего малыша еще на первых этапах знакомства с сюжетно-ролевыми играми. И, конечно, золотой стандарт – больше живого общения и меньше гаджетов! Всем благ и здоровья!

А в какие сюжетно-ролевые игры со своим ребенком играете Вы?

педагог-психолог МКУ

«Центр ППМС помощи» Екатерина Худякова

 

При написании  были использованы материалы из следующих источников:

Павлова Л.Н. – Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. для работников дошк. учреждений.-М.:Просвещение, 1987г

Категория: Худякова Екатерина | Добавил: psixolkirov (28.05.2020)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz