муниципальное казенное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Винни-Пух шагает к другу смайлики картинки гиф анимации скачать
Меню сайта
Категории раздела
Овчинникова Елена [10]
Директор МКУ "Центр ППМС помощи"
Филимонова Светлана [21]
педагог - психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Статьи [27]
Гречина Аександра [8]
Педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Худякова Екатерина [8]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Минакова Александра [2]
Ковалюк Ирина [16]
педагог-психолог МКУ "Центр ППМС помощи"
Белова К.Ф. [3]
Наш опрос
Как вы оцениваете работу специалистов центра ППМС помощи?
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развиваем внимание у детей

Современные дети, независимо от возраста, привыкли смотреть мультики или обрели некую зависимость от планшетов, так как мы скачиваем им развивающие приложения. А некоторые дети даже в дошкольном возрасте уже зависимы от игровых приставок. Зачем родители дают им такие возможности? Все по разным причинам: кто-то хочет, чтобы ребенок научился считать и выучил алфавит, кто-то не может найти способ, чтобы малыш запомнил цвета и геометрические фигуры (одним словом, чтобы дети развивались). Для других родителей важно выиграть время, чтобы приготовить ужин или убрать квартиру, поэтому разрешают играть в компьютерные игры. Но, вместе с этими плюсами, существует один главные минус: у таких детей внимание становится более рассеянным, они подвержены быстрому утомлению при умственных нагрузках. Как быть? Как развивать внимание ребенка? Об этом и поговорим сегодня.

Чтобы понять, с чего начать, нужно знать, что внимание как психический процесс не однобоко. Оно имеет свои виды, такие как зрительное внимание, акустическое, произвольное и непроизвольное внимание, постпроизвольное. А также у внимания есть и свойства: концентрация, переключение, распределение, устойчивость внимания. Поэтому нужно знать, какой вид или свойство внимания нарушены у данного отдельно взятого ребенка. И потом делать в развивающих упражнениях на этом акцент. С диагностикой внимания вам может помочь любой педагог-психолог: в детском саду, в школе, в психологическом центре.

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на одном и том же предмете или объекте. Для развития данного свойства подойдет упражнения «Муха». Лист бумаги расчертите на 9 - 25 квадратов, в зависимости от возраста ребенка. В центре нарисуйте муху или положите в центральный квадрат любой маленький предмет (камушек, пуговица, ластик – что угодно). Дайте ребенку инструкцию: «Муха полетела вверх, теперь налево, теперь вниз, опять налево. Куда прилетела муха?» (причем, нужно определить, какой будет один «шаг» мухи – один квадратик, два и т.д.). Ребенку нужно внимательно следить за командами родителя. Если упражнение выполняет дошкольник, то можно разрешить ему следить за «передвижением мухи» с помощью своего пальчика или выбранного в роли мухи предмета. Для детей постарше можно уже не использовать палец для самопомощи, а число шагов мухи при этом увеличивается. Наивысшим классом будет, если ребенок, освоив эту игру без помощи пальца, сможет выполнять ее даже закрытыми глазами, представляя поле в уме. Кроме того, ребенку будет очень интересно и полезно играть в нее, когда он сам будет выполнять роль мухи, передвигаясь по клеточкам на полу. Важным итоговым условием для любого из перечисленного варианта является знак хлопка в ладоши, оповещающего ребенка о том, что муха «вылетела» за поле. Если ребенок не сделал этого или не успел, он проиграл. Игра начинается заново.  

Для развития концентрации подойдут еще такие игры и упражнения: «Таблицы Шулье», «Дорисуй фигуру», «Чтение под стук», «Запрещенное число», «Копирование точек», «Корректурная проба, «Найди повторы», «Числовые пары» и другие. Их легко найти на просторах интернета.

Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Для тренировки этого свойства подойдут любые «Корректурные пробы с переключением» для школьников и по типу Пьерона-Рузера – для дошкольников. Суть упражнения в том, чтобы на бланке с множеством элементов, просматривать строки слева направо, обводить заданные элементы разными способами, например, лису в прямоугольник, медведя в овал, льва в квадрат (для детей постарше – это могут быть цифры и буквы.

Для развития переключения внимания подойдут еще такие игры и упражнения: «Зарядка с запрещёнными движениями», «Таблицы Шульте-Горбова» (с 12 лет), «Треугольник с числами и буквами», «Пройди по маршруту».

Распределение внимания – это возможность разделить внимание на несколько фокусов, одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.  Для развития данного свойства внимания подойдет такое упражнение как «Запомни фигуры». Оно еще развивает и память. Предложите ребенку рассмотреть и запомнить изображения на карточках, а затем нарисовать их на бумаге. Это могут быть различные геометрические фигуры, внутри которых нарисованы значки, например, « + », « - », « ⌂ », «├ », «╠ » и др.

Еще можно использовать такие упражнения: «Цветные карточки», «Ряды чисел», «Найди повторы», «Расставь знаки», «Муха», «Обгонялки» и др.

Устойчивость – это временная характеристика внимания, она определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания на одном и том же объекте.  Это свойство внимания подразумевает, что ребенок может некоторое время не отвлекаться. Такое упражнение как «Числовые пары» помогут ребенку развить данное свойство. Оно подходит только для школьников, освоивших счет в пределах 10, но, в принципе,  чем больше, тем лучше. На листе в клеточку в верхней строке напишите пять пар чисел, в нижней – тоже пять пар. Ребенок должен найти и объединить пару в верхней строке с парой в нижней так, чтобы все числа складывались в определенную сумму, например 40. Давайте рассмотрим пример такого упражнения ниже:

Есть верхний ряд чисел:           10-10, 7-6, 5-12, 6-2, 11-3.

 

И есть нижний ряд чисел:         15-3, 5-15, 8-8, 14-5,10-5

Подчеркнутые пары образуют в сумме заданное число 40.

Используя любые игры и упражнения на развитие внимания, необходимо следовать ряду правил:

  1. Ребенку должны быть интересны задания, поэтому лучше их задавать в игровой форме.
  2. Нужно начинать с более простых упражнений и игр, которые ребенок может выполнить на данном этапе своего развития. И только после этого постепенно усложнять их.
  3. Обязательно хвалите ребенка и всячески поощряйте его попытки выполнить задание.
  4. Если ребенок в данный момент занят своим делом или играми, не отрывайте его для выполнения таких заданий. Иначе можете получить протест с его стороны, полное нежелание заниматься и что-то развивать в принципе.
  5. Играйте с ним в эти игры и выполняйте упражнения совместно! Ведь именно родители являются самым лучшим примером для своих детей?!

педагог-психолог МКУ

«Центр ППМС помощи» Екатерина Худякова

Использованы материалы из следующих источников:

А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова «Изучаем внимание с нейропсихологом».-2-е изд.-М.: Генезис, 2017.

И.И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». – М.: АЙРИС-пресс, 2017.

Категория: Худякова Екатерина | Добавил: psixolkirov (21.05.2020)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz